Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Интервью

  Полный список интервью

  Регионы, Тенденции, Регулирование, Управление, Слияния и поглощения
Региональное развитие как база для прибыльного роста
Глухов Андрей Сергеевич
Генеральный директор ООО СК «Гелиос»
страхование сегодняСитуация на региональных страховых рынках России остается неоднозначной, однако большинство экспертов прогнозируют рост сборов страховой премии. В чем специфика работы с регионами? Как на ситуацию повлияет ужесточение страхового надзора, провозглашенное приступившим к работе мегарегулятором? Какие маркетинговые подходы в арсенале страховщиков станут наиболее актуальны в новых условиях? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор страховой компании «Гелиос» Андрей Глухов.

страхование сегодняАндрей Сергеевич, мегарегулятор приступает к непосредственной работе на страховом рынке, произведены ключевые назначения в руководстве. Каковы Ваши ожидания от деятельности нового надзорного органа?

На страховом рынке России наблюдаются все предпосылки к масштабным изменениям. Мои ожидания достаточно тревожны, и это связано с несколькими моментами. Во-первых, имидж страхования в целом и страховщиков в обществе остается отрицательным, это крайне негативно сказывается, как на развитии рынка, так и на непосредственной деятельности каждого страховщика. Мы видим это и на примере отношения российских судов, и в том, как строится взаимодействие страховых компаний с их партнерами.

Во-вторых, вызывают опасения низкая рентабельность большинства игроков страхового рынка и их перспективы. Безусловно, у государства, в лице регулирующих органов, должна быть четкая модель развития рынка. Принятая Стратегия развития страховой деятельности до 2020 года, на мой взгляд, не в полной мере учитывает текущую ситуацию на рынке и в большей степени базируется не на экономических принципах, а на социальных. Понятно, что страхование выполняет важную социальную функцию, но при этом за ней не должна теряться экономическая составляющая.

Что касается мегарегулятора, то я очень надеюсь, что новому руководству, удастся наладить мониторинг и контроль ситуации на рынке. Это, с одной стороны, повысит качество предоставляемых услуг и отсеет недобросовестных страховщиков, а с другой стороны, улучшит ситуацию на рынке для добросовестных. Я допускаю, что те мероприятия, которые будут проводиться в ближайшие годы, могут быть болезненными для рынка, но рынку действительно необходимо оздоровление.

 

страхование сегодняВы будете корректировать стратегию компании с учетом этих изменений?

Безусловно, да. Мы основываем стратегию развития нашей компании на анализе ситуации на рынке, пытаемся заглянуть в будущее и, естественно, мы будем вводить настройки стратегии с учетом изменений. Но в любом случае, это не будет метание из стороны в сторону. У компании есть четкий вектор развития – и территориальный, и продуктовый (видовой). Мы будем соблюдать выбранные основные направления развития компании. Я не сомневаюсь, что в ближайший год рынок и действия мегарегулятора внесут корректировки в стратегии развития многих страховщиков.

 

страхование сегодняЭксперты высказывают мнение, что количество страховых компаний на рынке будет сокращаться, в большей степени за счет поглощения или объединения с небольшими региональными компаниями. Каково Ваше, как руководителя страховой организации, работающей в регионах, мнение по этому вопросу?

Несмотря на то, что количество страховых компаний, в том числе региональных, постоянно сокращается, на рынке до сих пор остается достаточно значительное количество региональных игроков. Ряд из них используют достаточно качественные модели бизнеса.

Конечно, дальнейшая жизнеспособность подобных моделей – еще очень большой вопрос. И российский, и мировой опыт показывает, что рано или поздно количество подобных региональных страховых компаний сойдет к минимуму. Как технически будет проходить сокращение и поглощение этих компаний – это в большей степени вопрос законодательства, чем экономики.

В этом отношении достаточно показателен пример нашей компании. У нас было несколько успешных проектов по поглощению региональных страховых компаний, которые происходили по различным схемам: от перевода портфеля до покупки компании.

На сегодня мы расширили сферу своих стратегических интересов с территории одного федерального округа до двух, планируем развивать присутствие компании на территории Сибири и Дальнего Востока. Мы рассматриваем различные возможности развития бизнеса компании, в том числе не исключаем возможности покупки других страховщиков (это касается и региональных, и федеральных компаний). В каком-то случае целесообразнее покупать компанию, в каком-то – принять портфель и персонал ликвидирующегося страховщика. И если говорить про рынок Дальнего Востока и Сибири, являющийся для нас приоритетным, там до сих пор еще остались интересные региональные игроки, которые заслуживают внимания. Их немного, но они есть.

 

страхование сегодняПланируется ли дальнейшее расширение филиальной сети компании в других регионах?

Нет, на сегодняшний день целевым рынком для нас остается Дальний Восток и Сибирь. Акционеры компании утвердили стратегию развития компании до 2017 года и готовы инвестировать в компанию, в том числе на цели развития сети филиалов и продвижения продуктов. Цели у нас амбициозные – лидерство на Дальнем Востоке и в Сибири.

Надо понимать, что это довольно специфический рынок, в известной мере, недооцененный, но имеющий значительный потенциал. На Дальнем Востоке и в Сибири до сих пор, в отличие от Центральной части России, сохранился ряд местных страховщиков, но все же, безусловно, в большинстве случаев основными игроками здесь являются крупнейшие федеральные компании.

 

страхование сегодняЗа счет чего Вы будете с ними конкурировать?

В моем понимании, в России на сегодняшний день страхователи все же покупают не бренды. Клиент, хотя и делает сразу какую-то отсечку по критерию надежности, в итоге делает выбор по несколько другим критериям. Один из них – это цена, но мы не можем себе позволить жестко конкурировать по цене. Мы выбрали два других критерия – это продукт (то, что нужно клиенту) и продавец (тот человек, который сможет донести наш продукт до потенциального клиента и рассказать о его преимуществах). У нас есть ряд преимуществ: мы можем работать быстрее, быть намного более «поворотливыми», чем другие страховые компании. Нами достигнуто рекордное время создания продукта: все от утверждения идеи до подписания приказа о начале продаж, включая разработку формата договора, согласование правил и решение вопросов с полиграфией, заняло 5 рабочих дней, и это притом что документы согласовывали андеррайтеры, юристы, урегулировщики и финансисты. Конечно, это был разовый случай, но и глобально мы можем создавать продукты за неделю-две-три. В крупных страховых компаниях этот срок может доходить до года. Мы ищем те точки, где мы можем быть сильнее, чем другие компании.

 

страхование сегодняЕсли у Вас было много застрахованных объектов в ДВФО, значит, Вам предстоит урегулировать большие убытки в связи с наводнением?

Я не могу сказать, что мы получили катастрофические убытки, хотя само произошедшее событие - уникальный случай в современной истории. Нашими клиентами уже заявлены первые убытки, и первые выплаты уже сделаны. Мы ожидаем получить еще больше заявленных убытков, когда ситуация станет более стабильной. Убытки касаются не только физлиц, портфель которых в ДВФО у нас достаточно велик, есть несколько промышленных предприятий, которые были у нас застрахованы. В частности, нам уже заявили ущерб от затопления стационарной бетономешалки стоимостью 2 миллиона рублей.

 

страхование сегодняНаводнение не было исключением из покрытия, как в некоторых правилах страхования?

Нет, это наш риск. Конкретную сумму убытков я сейчас не готов озвучить, нужно время на полную оценку и урегулирование. В целом (я сейчас говорю не только про компанию «Гелиос») в регионе было застраховано только 3-5 % имущественных объектов, поэтому катастрофическими для страховщиков эти убытки не будут.

 

страхование сегодняИзвестно, что после крупных европейских наводнений, многие иностранные компании этот риск исключили, в том числе из перестраховочных договоров, соответственно, эти риски если и были перестрахованы, то в России?

Большая часть убытков по наводнению в ДВФО относятся к договорам страхования имущества физических лиц, это относительно небольшие суммы, в пределах нашего собственного удержания. Что касается перестрахования нашего портфеля вообще, у нас есть смешанная облигаторная защита, включая перестрахование на Западе.

Отдельный вопрос – это исключение наводнения из правил сельхозстрахования. Мы в этом году в сельхозстраховании не участвовали.

 

страхование сегодняНе секрет, что многие страховщики как раз и решают вопрос повышения маржинальности своего бизнеса через невыплаты…

Да, к сожалению. Одна из проблем нашего рынка, которую страховщики создали себе сами – это сложившийся негативный образ страховщиков в глазах многих – потребителей, судов… Экономия на убытках – это тупик, который может привести только к негативным последствиям.

С другой стороны, пока в России несколько сотен страховых компаний, та гонка по тарифам, которая до сих пор существует, неизбежна. Сегодня одна компания, завтра другая, всегда найдется тот, кто будет демпинговать.

 

страхование сегодняИ в чем тогда потенциал повышения прибыльности страховщика?

В долгосрочной перспективе основа прибыльности – только в оптимизации расходов. Выживут те компании, которые научатся соизмерять свои доходы и расходы.

Также, безусловно, в долгосрочной перспективе выживут страховщики, обладающие здоровым страховым портфелем. Наша компания могла бы расти быстрее, чем растет сейчас, но при этом мы бы значительно потеряли в качестве страхового портфеля, чего категорически нельзя допускать.

Наши финансовые цели, поставленные акционерами, безусловно, предполагают рост. Но если выбирать между ростом и прибылью, прибыль очень важна. Здравые акционеры в текущей ситуации, когда страховые компании никто не раскупает, как горячие пирожки, цели «поскорее вырасти, надуться и продаться» уже не ставят. Инвесторы стали вести себя осторожнее, чем несколько лет назад. В моем понимании, сегодня на рынке M&A идет естественный процесс концентрации рынка.

 

страхование сегодняКогда мы вначале говорили о региональном развитии, Вы высказали интерес к происходящему на рынке страховых M&A c точки зрения покупки других компаний. А к Вам самим не поступали какие-либо предложения о продаже компании «Гелиос»?

Задачи продать компанию у нас нет, так что все наши усилия направлены на получение прибыли с учетом текущей рыночной ситуации. Извечная проблема «прибыльного роста» решается очень трудно, да и по количеству страховых событий 2013 год для нас оказался очень непростым, тем не менее, мы рассчитываем в этом году на прибыль по операционной деятельности.

 

страхование сегодняЗа счет чего может быть получена эта прибыль?

Главное в ситуации, когда тарифы, по большому счету, определяет не продавец, а покупатель и посредник, это рационально работать с издержками. Я сейчас говорю не про убыточность страховых операций, а про расходную составляющую организации деятельности. Безусловно, нагрузка в нашей компанией, еще довольно высокая, но ключевая задача сокращения доли собственных расходов компании у нас поставлена. Это единственный путь, как сделать работу прибыльной.

 

страхование сегодняВозвращаясь к началу нашей беседы, скажите, одобряете ли Вы давно обсуждаемую идею объединения профильных ассоциаций страховщиков их в некий «союз союзов», тем более что теперь сильная саморегулируемая структура на страховом рынке потребуется мегарегулятору?

На мой взгляд, об этом надо говорить не в связи с темой мегарегулятора, это отдельный, давний и сложный вопрос. Надеюсь, что на рынке страхования появится орган, который займется продвижением и имиджем страхового сообщества в целом, поможет мегарегулятору навести порядок на рынке и установить единые понятные правила игры среди его участников. Усиление этой работы страховому рынку бы не помешало. Необходим орган, являющийся безусловным авторитетом в вопросах развития рынка страхования. Как он будет себя именовать – союз, союз союзов или как-то еще, совершенно не важно. А вот вопрос личности здесь, безусловно, важен.

Что касается самого мегарегулятора, я считаю, что это не только дополнительные сложности для игроков страхового рынка, но и новые возможности для добросовестных его участников. Мы видим, какое сейчас наблюдается обилие идей по изменению регулирования, законопроектов – необходимо упорядочить этот процесс, есть среди них и откровенно бредовые идеи, но есть и очень здравые. И с этой задачей могут справиться только вместе объединения страховщиков и мегарегулятор.

В целом, мы ожидаем изменений на рынке – и в краткосрочной, и в среднесрочной перспективе. Это будет связано, в первую очередь, с ужесточением регулирования. Время покажет, к каким итогам приведут нынешние изменения. Лично нам хотелось бы успешно работать на этом рынке многие годы, и чтобы сам рынок существовал долго и планомерно развивался. А потенциал у рынка значительный.


22 октября 2013 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Тенденции, Регулирование, Управление, Слияния и поглощения
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 9.58 (голосовало: 73 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: